МОНАХ ВАРНАВА (САНИН)
ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ
(сценарий)
На сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.
Ведущий (чрезвычайно торжественно):
– Кто это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит,—
Без устали приветствует Творца.
Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:
«Христос воскресе!» —
восклицают горы.
«Христос воскресе!» —
вторят им поля.
«Христос воскресе!» —
позабыв раздоры,
Обнявшись с Небом,
кружится земля.
Мальчик каждый раз звонко отвечает: «Воистину воскресе!»
Птицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.
Неожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.
На сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.
Первый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:
– Христос воскресе!
– А? Что? – крутя головой, не слышит тот.
Первый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:
– Христос воскресе!
– Ну и что? – недоуменно пожимает плечами второй мальчик.
Птицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.
Второй мальчик продолжает, обращаясь к первому:
– И вообще, чего это ты такой радостный?
Первый мальчик:
– Так ведь – такой день! Такой день!…
Второй мальчик:
– Ну какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).
Первый мальчик:
– А я вообще еще не ложился!
Второй мальчик:
– Как это?
Первый мальчик:
– Так ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!
Солнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.
– Оптический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.
– Да будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: – Христос воскресе!
– А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.
Первый мальчик:
– Как это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?
Второй мальчик:
– Да у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!
Первый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется
– О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!
Первый мальчик:
– В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?
Второй мальчик:
– Не знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!
С этими словами он садится нам скамейку.
– Ну что я могу еще сказать, – с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!
Первый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.
Старичок:
– Музыку слушаешь? Можно и мне!
Второй мальчик с усмешкой:
– А это не из вашего времени!
Но наушники все же протягивает.
Птичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.
Старичок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:
– Да, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…
Второй мальчик (в сторону):
– Странный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?
Старичок, словно услышав его мысли:
– Нет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?
Второй мальчик:
– Как что? Другой диск поставлю!
Старичок:
– А когда и он надоест?
Второй мальчик:
– Третий найдется!
Старичок:
– Допустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?
Второй мальчик (с вызовом):
– А у меня… электронные игры есть!
Старичок, качая головой:
– Д-да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?
Второй мальчик:
– А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!
Второй мальчик достает из рюкзака игровую приставку.
– Вот, хотя бы в охоту на медведя!
Услышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.
Старичок уходит.
Второй мальчик с азартом начинает стучать клавишами.
– Бог… – ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?
Один за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.
Солнце:
Бог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех – на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!
Бабочка:
Бог создал огонь и воду,
Воздух, землю, – всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!
Луна:
Славят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!
Медведь:
Славят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна –
Даже, если ночь темна!
Муравей:
Славят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!
Яблоня:
Славит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!
Птица:
Птицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!
Медведь:
Звери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!
Солнце:
Как величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!
Луна:
Украшая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, –
Славят Бога в вышине!
Все хором:
Всё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это – Божии созданья,
Часть большого мирозданья!
Солнце:
Солнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет –
Было бы светло?..
Луна:
Ночью – холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!
Птица:
Звёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, –
Больше всей Земли любая!
Береза:
В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?
Тюльпан:
На лужайке там и тут –
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них – жучки-букашки!
Муравей:
Прилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И – скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!
Солнце:
Издалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»
Береза:
Побежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем –
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!
Муравей:
Мальчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!
Все очень громко хором:
Солнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг – как в сказке!
Второй мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:
Рядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.
Второй старичок:
– Не бойся, радость моя!
Второй мальчик:
– А он что – и правда живой?
Второй старичок:
– Конечно! Можешь даже проверить!
Второй мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:
– Уф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?
Второй старичок:
– Зачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!
Второй мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:
– Вот, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?
Второй мальчик:
– Потом – завтра пойду в школу!
Второй старичок:
– Хорошо! Ну, а когда закончишь ее?
Второй мальчик:
– Поступлю в институт!
Второй старичок:
– А дальше?
Второй мальчик:
– Что дальше… стану бизнесменом или известным тележурналистом. А может, всемирно известно ученым! Да! Нобелевским лауреатом!
Второй старичок:
– Допустим, станешь. А затем?
Второй мальчик:
– Что затем? Состарюсь…
Второй старичок:
– А потом – что?
Второй мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:
– Что-что… Известно что…
Второй старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:
– В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит – счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а – всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!
Звери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.
Второй мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.
Наконец, он поднимает голову и говорит:
– Это что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!
Все актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.
Второй мальчик задумчиво продолжает:
– Нет, только не это! Тогда – все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!
После этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.
А тот наконец заканчивает:
– А так… так… Он ведь воскрес!!!
Солнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.
– Христос воскресе! – кричит мальчик хороводу.
– Воистину воскресе! – слышен дружный ответ.
Птицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.
Дети-актеры вновь декламируют.
«Христос воскресе!» —
восклицают горы.
«Христос воскресе!» —
вторят им поля.
«Христос воскресе!» —
позабыв раздоры,
Обнявшись с Небом,
кружится земля.
Каждому второй мальчик радостно отвечает: «Воистину воскресе!»
Ведущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:
В густом лесу поет листочек каждый,
Ликуют реки, села, города…
Я это слышал, правда, лишь однажды,
Но, слава Богу,— раз и навсегда!
9-30 января 2016 г.